Get Adobe Flash player

 

 

 

Моя Страница на Фейсбук

Мадды (المدود) - общее понятие

المدود

(мадды. общее понятие)

 

 

 

 

В этой главе, посвящённой маддам, имам Ибн Аль-Джазари говорит:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Вот эти 4 строки, в которых Ибн Аль-Джазари говорит о 4-х важнейших маддах в Коране.

Мы, с позволения Всевышнего Аллаха, разберём эти 4 строки подробно.


    Но, прежде чем приступить к этому, мы приведём несколько асаров (предания о делах и высказываниях сподвижников Пророка и их последователей) из книг по таджвиду и Сунне, которые дадут нам представление о первом этапе начала упоминаний о маддах в Великом Коране и о том, что мадда передана от Пророка,, и является одним из свойств чтения Корана.

 *

     Среди этих асаров есть асар, переданный великим имамом Абу Аль-‘Аля’ Аль-Хамазани  (أبو العلاء الهمذاني)  в его книге (التمهيد في معرفة التجويد) . Абу Аль-‘Аля’ Аль-Хамазани - величайший имам чтения Корана и таджвида ( умер в 569 г.х.) ,  которого хвалил высокой похвалой Ибн Аль-Джазари в одной из своих книг.

    Я - говорит Айман Суайд - сделаю небольшое отступление, чтобы дать вам описание некоторых свойств его характера.

     Он унаследовал от своего отца большое состояние. И всё это состояние он потратил на обучение ..и всё это состояние он потратил на обучение.

    Упоминается, что однажды он продал дом, чтобы купить книгу. Что скажете? Мы иногда, чтобы купить книгу долго размышляем – не дорогая ли она.

   Кто слышит меня сейчас из требующих знаний – поверьте мне, поверьте мне, поверьте мне, - то бы вы ни потратили из своего имущества на знания, Аллах обязательно вернёт вам это многократно в этой жизни, прежде следующей. Кто-то говорит: о, Аллах, запиши мне это для следующей жизни. Нет, нет, нет.

    В этой жизни Аллах вернёт, до того, как наступит следующая.

*

    Итак,  Абу Аль-‘Аля’ Аль-Хамазани  привёл в своей книге достоверный асар, который передан от ‘Омар ибн Аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах:

 «Чтение Корана Пророком, , было с маддой

    И ‘Омар ибн Аль-Хаттаб начал читать, показывая, как читал Пророк, :

الحمد لله رب العالميـ(ـــــــــ)ن

الرحمن الرحيـ(ـــــــــ

.. и так до конца этой суры.

*

 

     И также Абу Аль-‘Аля’ Аль-Хамазани привёл асар от ‘Али ибн абу Таалиб, да будет доволен им Аллах:

   «Ваш Пророк, , украшал свой голос маддой, в которой не было «таржи’» (الترجيع - сотрясение, вибрация голоса, переливание голоса в горле)».

   Здесь обращение к тем братьм, которые, несмотря на это описание чтения Корана Пророком, , продолжают читать мадды с переливанием и сотрясанием голоса.

*

    Также Абу Аль-‘Аля’ Аль-Хамазани привёл асар от Мусы ибн Йязид Аль-Кинди:

 «Ибн Мас’уд (который сказал, что он принял из уст Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, 90 с лишним сур) обучал одного человека чтению Корана. И этот человек прочитал:

انما الصدقات للفقراء والمساكين

И Ибн Мас’уд сказал: «Пророк, , не так обучал меня.»

Тот человек сказал: «Как он обучал тебя, о, Абу ‘АбдурРахман?»

 (Ибн Мас’уд) сказал: «Он обучал меня так: انما الصدقات للفقرا(ااا)ء والمساكين »

и он прочитал, растягивая букву»

    Этот хадис – основа основ в разделе соединённого мадда (المد المتصل).

    По этой причине ни в одном из 10 видов Чтения Корана соединённый мадд не читается коротко. Нет ни одного хадиса ни достоверного, ни выдуманного, где соединённый мадд читается коротко.

*

    Также Абу Аль-‘Аля’ Аль-Хамазани привёл асар от Джабаля бну Сухайм:

«Я читал Коран ‘АбдулЛаху ибн ‘Омар :

للفقراء والمساكين (то есть, читал без мадды)

и он заставил меня читать:

للفقرا(ااا)ء والمساكين

а потом он сказал:

- Я читал это Пророку, , так же, как ты прочитал (то есть, без мадды). И он заставил меня, так же, как заставил тебя я. И, раскрыв рот, прочитал: للفقرا(ااا »

    Обратите внимание: «раскрыв рот». Некоторые произносят мадду буквы алиф почти не открывая рта. Ну, и, конечно, не нужно доходить до крайности, открывая рот слишком широко. Огласовка «фатха» (а также и буква алиф) в арабском языке – это среднее открывание рта.

*

    Также Абу Аль-‘Аля’ Аль-Хамазани привёл асар от Анаса ибн Маалик – слуги Посланника Аллаха, :
«Чтение Корана Пророком,  , было с маддой:

بسم الل(ا)ه الرحم(ا)ن  الرحميـم »

    Видно из асара, что эти мадды он, , уже тянул короче (это в случае, если на последнем слове нет остановки).

*

   Также Абу Аль-‘Аля’ Аль-Хамазани привёл асар от Уваиль ибн Худжр:
«Я слышал, как Посланник Аллаха, ,  читал: ولا الضا(ااااا)ليـن  ,

и он, , признёс:   آميـ(ــــ , растягивая это слово».

*

    Также Абу Аль-‘Аля’ Аль-Хамазани привёл асар от Абу Бакрах (сподвижника):

«Пророк, , читал с маддой, в которой не было таржи’ (трясения голоса)»

*

    И наши имамы, спустя поколения после сподвижников Пророка и их последователей, составили, исходя из хадисов и асаров, правила маддов.

 *

 

    Вернёмся к строкам Ибн Аль-Джазари в главе «باب المد». В других книгах эта глава называется «باب المد والقصر».
    Что такое  المَد  и что такое القَصْر  ?

  القصر в ар. языке означает ограничение чего-либо.

   У учёных таджвида القصر – это отсутствие растягивания буквы сверх её естественной длины.

    Например:   مُوسَى   عِيسَى  ياعِيسَى

- эти мадды, если уж мы хотим называть их маддами, естественные. Каждый тянет их эти мадды, каждый тянет их естественным образом, даже, если и не изучал таджвид. Никто не скажет مُسَ вместо موسى .

    Длину вот таких естественных маддов называют القَصْر . И любое добавление в растягивании буквы сверх её естественной длины называется маддой. Даже, если это удлинение на размер всего лишь одной огласовки.

    Поэтому, некоторые не включают слово القصر в названия глав о маддах, так как нет необходимости указывать на то, что естественно.

   Из тех, кто указывает в названии главы только на слово المد – имам АбдульКасим Аль-Хузали, да помилует его Аллах, в его книге «Всё о 50 видах Чтения». Это самая полная книга о видах Чтения. Иногда эту книгу называют «Всё о 10 видах Чтения и 40-ка добавочных». Всевышний Аллах почтил меня - говорит Айман Суайд- изучением половины этой книги в университете Аль-Азхар и я получил докторскую за это исследование. Слава Аллаху. И я прошу Его помочь мне завершить исследование этой книги до конца, чтобы извлечь наибольшую пользу.

 

Итак, имам Ибн Аль-Джазари говорит в этой главе в первой строке:

والمد: لازم ‘ وواجب أتى       وجائز ‘ وهو وقصر ثبتا

    «Мадда: бывает «необхдимым»(لازم),  «обязательным»(واجب) и «разрешённым»(جائز).

  И она (удлинённая мадда) и короткая (القصر) - обе они подтверждены.»

    То есть, подтверждены из хадисов от Посланника Аллаха, и из асаров.

*

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАДДА:

     المد  – в арабском языке: это добавление и растагивание.

    В терминологии таджвида -  это удлинение голосом букв-«мадд-и-лиин» (حروف المد واللين) и двух букв-лин.

    Буквы «МАДД И ЛИИН» – это:  و , ا и ي с сукуном, когда перед ними стоит буква с родственной огласовкой. Напр.:  بِي   سَا   نُو  .

    Вот эти 3 буквы называют одновременно  буквами-«мадд-и-лин». Слово «лин» (эластичность, мягкость, податливость) в названии "буквы-мадд-и-лин" добавляют потому, что эти буквы в таких ситуациях не просто тянутся, но тянутся легко, без какого-либо напряжения. Разве не так?

    А когда мы говорим : ДВЕ БУКВЫ-ЛИН (حَرفَا اللّين) , то мы говорим о   букве  و  с сукуном, когда перед ней буква с фатхой, напр.:  خَوْف ;  и о букве ي с сукуном, когда перед ней буква с фатхой, напр.: خَيْر

    Слово «лин» тут также по той причине, что эти слоги «ау» и «ай» произносятся очень легко, мягко, плавно, без напряжения речевого аппарата.

    Перед алифом, как вы знаете, не бывает никакой огласовки, кроме фатхи. А сам алиф никогда никакой огласовки не принимает.

*

 

Сейчас ещё раз вернёмся к первой строке из главы о маддах имама Ибн Аль-Джазари:

والمد: لازم ‘ وواجب أتى       وجائز ‘ وهو وقصر ثبتا


  «Мадда: бывает «необхдимым»(لازم),  «обязательным»(واجب) и «разрешённым»(جائز).

  И она (удлинённая мадда) и короткая (القصر) - обе они подтверждены.»

 

Вот толкование этих строк:

      «Имам Ибн Аль-Джазари разделил мадды в Коране на 3 раздела (включающие 9 видов маддов):
    1) "Необходимый" اللازِم») – это мадд, относительно которого все Чтецы сошлись на том, что он должен тянуться сверх длины естественного мадда и также все эти учёные сошлись на размере этого мадда.
    2«Обязательный» («الواجِب» ) – это мадд, относительно которого все Чтецы сошлись на том, что он должен тянуться сверх длины естественного мадда, но разошлись относительно длины этого мадда. К этому разделу относится соединённый мадд (المتصل).  Одни учёные считают, что нужно тянуть этот мадд чуть-чуть - на 3 огласовки, другие – увеличивают его сверх естественного мадда в 3 раза, то есть, тянут на 6 огласовок.
    3) "Разрешённый" («الجائز») – это мадд, относительно которого Чтецы Корана разошлись в том, нужно ли его вообще тянуть, или же оставить его коротким (القصر) – то есть, как естественный мадд. И также разшлись в том, что, если тянуть, то на сколько? К этому разделу относится раздельный мадд (المنفصل), «большая связь» (الصلة الكبرى), мадд по причине появившегося сукуна (العارض للسكون) и мадд-лин (مد اللين).


    Добавочную длину не имеют следующие мадды: естественный мадд (المد الطبيعي), заменяющий мадд (مد البدل), возмещающий мадд (مد العوض) и мадд малой связи (الصلة الصغرى). Это -  короткие мадды (القصر), которые тянутся на 2 огласовки.

   Вот это все 3 раздела маддов, о которых Ибн Аль-Джазари поведал нам всего в одной строке своей касыды.

 

В Коране – и я не перестаю это повторять – ДЕВЯТЬ видов маддов. Нет десятого!

    Конечно, главный мадд – это естественный мадд (الطبيعي).  Например:  يامُوسَى  {й(а)м(у)с(а)} – каждый из этих слогов тянется на 2 огласовки и называется естественным маддом. Почему естественный? Потому что каждый араб произносит их именно длиной в 2 огласовки естественным образом без чьего-либо принуждения. К естественному мадду будут примыкать также и некоторые другие виды маддов длиной в 2 огласовки.
    Далее идут другие виды маддов. И упомянутый от Ибн Мас’уда хадис является основой для другого вида маддов – соединённого мадда (المُتَّصِل). Этот мадд длится 4 огласовки, его причина – хамза после одной из букв-мадд: و  ا  ي.  К разделу этого мадда будут также примыкать другие мадды:  мадд большой связи (الصِلة الكُبْرَى) и раздельный мадд (المد المُنْفَصِل).

    Далее другой вид маддов, и это тоже исходя из хадисов от Посланника Аллаха , . Мы уже упомянули хадис, где Пророк, , когда читал: ..ولا الضا(ااااا)ليـ(ـــــ)ن آميـ(ـــــ)ن, то тянул алиф после буквы ض на 6 огласовок. Причина этого мадда – сукун после букв-мадд  (و  ا  ي).   И он, , также тянул букву ي в словах الضالين  и آمين . Причина этого мадда также сукун после букв-мадд (و  ا  ي). К маддам по причине сукуна относятся: "необходимый" (اللازم), "мадд-лин" (مد اللين) и "мадд по причине появившегося сукуна" (عارض للسكون)

    Таким образом, мы видим, что причиной удлинения маддов сверх длины естественного мадда служат два обстоятельства: или хамза после буквы-мадд или сукун после буквы-мадд.

Все 9 видов маддов представлены в таблице:

 

   От переводчика: прошу вас насколько это возможно заучивать все термины только в арабском произношении и стараться избегать их перевода на русский. На русский перевожу просто для понимания их смысла и облегчения восприятия текста, особенно, для начинающих. Как и многие термины вообще, так и некоторые термины таджвида в частности не подлежат прямому переводу, так как 1) лексическое значение термина может далёким от его назначения или неоднозначным 2) использование прямого перевода термина может быть затруднительным в использовании и громоздким и 3) переводы терминов могут отличаться у разных переводчиков.