Get Adobe Flash player

 

 

 

Моя Страница на Фейсбук

Буквы мадд и лиин (حروف المدّ واللّين)

حروف المدّ واللّين

(Буквы мадд и лиин)

 

 

 

     Как формируется звук в речевом аппарате человека?

     БУКВА – это звук, который образуется в истинном (محقّق) или подразумеваемом (مقدّر) месте выхода буквы.


    Например: перед вами картинка, на которой изображено произношение буквы د с сукуном, но только без свойства "калькаля" (القلقلة).    Повторите:  آدْ آدْ آدْ  :


    Мы видим, что, когда язык достигает точки выхода буквы د (произносим её с сукуном), то кончик языка сталкивается с этой точкой. Эту точку называют  المخرج (махрадж), или ещё называют: مَقْطَع (макта'). На картинке её место обведено голубым кругом. А сам звук запирается позади этого места, этой точки. Вот это столкновение кончика языка с верхним нёбом в этой точке и привело к образованию звука буквы د.

    Почему место выхода буквы называют: "مَقْطَع" (т.е.: отрывок)? Потому что в этом месте прерывается путь выхода буквы. Воздух пытается выйти, но, дойдя до места выхода, прерывается, встретившись с препятствием в том месте, где образуется и выходит буква. 

    А почему мы говорим про место выхода буквы : مُحَقَّق (истинное место выхода буквы)? - потому что мы точно знаем, что это за место и знаем про него всё. Например, когда мы говорим, что буква د выходит с кончика языка – это значит, что абсолютно понятно, с какого места произносится эта буква.

    Между тем, как на следующей картинке (буква алиф):

- мы видим  подразумеваемое (مقدَّر) место выхода буквы. ("Место выхода буквы" по-арабски: مخرج или: مقطع). Здесь показана буква алиф-мадд (الالف الامدية), т.е., алиф, звук которого тянется или естественным маддом или маддом, длиннее естественного. Что мы здесь подразумеваем?, почему называем "подразумеваемый (مقدَّر)"?

     Алиф-мадд выходит из объединённой полости рта и горла (الجَوْف). И, когда мы произносим:или:

то голос образуется, выходя из голосовых связок, и далее следует к выходу изо рта. Разве мы видим  на пути следования звука что-нибудь, что его прерывает? Не видим. Поэтому, когда нас спрашивают: откуда выходит звук буквы алиф, то мы не можем назвать точно место выхода это звука, мы можем только назвать место, где он начинает зарождаться – это голосовые связки. Поэтому, мы говорим, что алиф выходит из общей полости рта и горла.

По этой причине учёные назвали это место выхода буквы: подразумеваемое место выхода буквы  (مقطع مُقَدَّر или: مخرج مقدر).

*

СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ БУКВ В РЕЧЕВОМ АППАРАТЕ ЧЕЛОВЕКА

    1) буква с сукуном образуется вследствие взаимного столкновения органов речи. Напр., буква م с сукуном выходит вследствие взаимного столкновения губ:

    2) между тем как буква с огласовкой выходит - наоборот - вследствие взаимного удаления органов речи, сопровождаемого выходом основы огласовки из того места, где эта основа формируется. Основа огласовки  "фатха" - буква алиф, "дамма" - буква و, для "касры" - буква ي.

    Например, если мы произносим:  مَ , то букву م сопровождает основа огласовки "фатха". Что является основой огласовки "фатха"? Его основа – это алиф. Когда мы произносим: مَ , то используем при этом места выхода буквы  م и буквы алиф. И то же самое касается выхода буквы  م с даммой или касрой:

*

БУКВЫ МАДД И ЛИН

(حروف المدّ واللين)

  (ي (الياء) ا (الألف  и  (و (الواو

 

    - это буквы:

     ■    ا  (алиф) с сукуном, перед которым бывает только буква с фатхой;
     ■   ي с сукуном, перед которой стоит буква с касрой;
     ■   و  с сукуном, перед которой стоит буква с даммой.

    Их называются «мадд», потому что их можно тянуть (и в дальнейшем для простоты изложения будем называть эти буквы буквами-мадд). И одновременно их назывют буквами-«лин» (اللين - эластичность, мягкость, податливость) – потому что их произношение даётся очень легко, без какого-либо напряжения для речевого аппарата, как по маслу.

    Буквы-мадд-и-лиин образуются в процессе вибрации голосовых связок.

*

АЛИФ-МАДД

(الالف المدّية)

    Произношение буквы алиф-мадд сопровождается открыванием рта. Язык при этом находится в спокойном состоянии.

Например, когда мы произносим:

то рот открыт, язык не занимает какого-либо специального положения, голосовые связки в это время вибрируют (приложите ладонь к горлу и вы почувствуете эту вибацию. Прим.пер.).

*

 

و-МАДД

(الواو المدِّية)

    Буква و-мадд выходит посредством соединения губ в трубочку при одновременном поднимании задней части языка.

Например, когда мы произносим:

то губы вытянуты в трубочку, задняя часть языка поднята, а голосовые связки вибрируют.
     Что касается поднятия задней части языка при произношении و-мадд, то, может быть, кто-то из наших братьев, изучающих таджвид, скажут, что это напоминает поднятие языка при произношении букв с восходящим направлением звука (حروف الاستعلاء). Разница между буквой و и буквами с восходящим направлением звука в том, что, когда мы произносим, напр.:  قالوا , то в букве و задняя часть языка хотя и поднимается, но средняя его часть не прогибается вниз, как это должно быть у букв с восходящим направлением звука.

Буква و:

 

    У букв с восходящим направлением звука  средняя часть языка должна обязательно прогнуться. В этом разница между приподниманием задней части языка в букве و и в буквах с восходящим направлением звука.

*

ي-МАДД

(الياء المدّية)


- мы видим, как звук, выходя из голосовых связок, проходит через поднятую середину языка. Голосовые связки при этом вибрируют.

*

 

Имам Ибн Аль-Джазари сказал:

 

«в объединённой полости рта и горла (الجوف): алиф и её сёстры. Это: буквы-мадд, произношение которых заканчивается с прекращением воздуха (выходящего при дыхании)»

    Произношение этих букв прекращается с прекращением поступления воздуха из лёгких, поскольку на пути выхода этих букв нет какого-либо препятствия – ни язык, ни губы, ни голос.связки не перекрывают протекание звука, и поэтому звук сходит на нет сам по себе, постепенно замирая с иссяканием поступления воздуха из лёгких.

*

ЧТО ОЗНАЧАЕТ: ОБЪЕДИНЁННАЯ ПОЛОСТЬ РТА И ГОРЛА

(الجَوْف)

   Словом "الجوف" учёные назвали область, включающую в себя полость рта (зелёный цвет) и горло (синий цвет):

    Из объединённой области рта и горла (الجَوْف)  выходят три буквы-мадд. Это буквы: و ,ي и алиф:

      алиф-мадд выходит из голосовых связок, язык при этом находится в спокойном состоянии, рот открыт.

      و–мадд выходит из голосовых связок, губы при этом вытянуты в трубочку, задняя часть языка поднята.

     ي–мадд выходит из голосовых связок, средняя часть языка при этом поднята к верхнему нёбу, губы никак не участвуют в произношении этой буквы.

      Это и есть места выхода (махраджи) трёх букв-мадд.

*

 

    Некоторые наши братья, открывая книги по таджвиду, обнаруживают, что там و-мадд, ي-мадд и алиф-мадд произносятся из объединённой полости рта и горла (الجوف); а что و-не-мадд (т.е., когда она огласована, или когда она с сукуном, а перед ней буква с фатхой) - произносится с губ. И также обнаруживают, что буква ي, когда она не является буквой мадд (т.е., когда она огласована, или когда она с сукуном, а перед ней буква с фатхой) – произносятся с середины языка.

    Причина этих слов – Аль-Халиль Ибн Ахмад Аль-Фарахиди. Это он таким образом разделил буквы  ي-маддو-мадд и  ي-не-мадд, و-не-мадд.

    Что же касается его ученика Сибауайха, то он не разделял буквы таким образом и говорил, что ي-мадд и و-мадд, также, как и ي-не-мадд и و-не-мадд – выходят из одного махраджа:

       ي-мадд и ي-не-мадд – из середины языка;

      و-мадд и و-не-мадд – образуются посредством складывания губ в трубочку.

    Конечно, обе выходят при вибрации голосовых связок, т.к. они относятся к звонким буквам. Разговор о звонких буквах будет позже.

    И поэтому у Сибауайха нет такого места выхода букв, который называется объединённой полостью рта и горла (جوف).

    У Сибауайха 16 мест выхода букв. Буква алиф у него выходит из глубины горла (اقصى الحلق) – из области букв  хамза и ه. Ведь, когда ты начинаешь произносить алиф, его звук начинается со звука хамзы, а уже потом, когда ты начинаешь тянуть эту букву, выходит звук алифа. И поэтому Сибауайх сказал, что алиф произносится из глубины горла, как и хамза. А و-мадд у него выходит из того же места, откуда выходит و-не-мадд - т.е. с губ, не снимая роли вибрации голосовых связок. В старых книгах вибрацию голосовых связок называли "грудным голосом" (صوت الصدر). И также ي-мадд и ي-не-мадд – у Сибавайха обе выходят с середины языка.

 

    Ибн Аль-Джазари попытался объединить школы Аль-Фарахидий и Сибауайха следующим образом:

    Буквы-мадд относятся ко всему пути протекания звука во рту, то есть, ко всей объединённой полости рта и горла (الجوف). Почему? потому что они выходят с минимальным звуковым давлением. И при этом:

    —  в букве алиф язык занимает спокойное положение.

    —  в букве ي поднимается средняя часть языка, но с минимальным давлением на середину языка.

    —  в букве و поднимается задняя часть языка, при этом губы складываются в трубочку. Давление на губы минимальное.

    А  و-не-мадд ي-не-мадд относятся к месту их выхода.  Что значит:  к месту их выхода?  Это значит, что: و-не-мадд выходит с губ, а ي-не-мадд выходит с середины языка. Но только давление воздуха при произношении этих букв будет больше, чем при произношении букв-мадд. (Буквы алиф-не-мадд не бывает, т.к. перед алифом может быть только буква с фатхой)