Get Adobe Flash player

 

 

 

Моя Страница на Фейсбук

Неестественность в Чтении Корана

Неестественность в Чтении Корана

 

 

 

 

 

Имам Аль-Джазари в конце своей главы "Таджвид" говорит:

(Произносить) полноценно (со всеми свойствами и всем, что вытекает из этих свойств), без натянутости (неестественности) *** Произнося легко, без насилия.

*

Что значит: натянутость, неестественность (التكلُّف)? Вот эта неестественность, натянутость, когда человек произносит какую-либо букву, читая Коран, – это порицаемо? это грех?

Неестественность при Чтении Корана бывает двух видов:

    Это значит, что мы не берём слова Аль-Джазари: «без натянутости» прямо, как есть, в понимаем, что имеется в виду та неестественность, которая разрушает красоту произношения.

    Что же касается неестественности, с которой мы произносим буквы, как их произносили во времена Пророка, , то эта неестественность неизбежна. Мы все к ней прибегаем.

    Сейчас,  в наше время, в 21 веке, из арабов остались только или арабы, смешанные с иностранцами, или иностранцы, смешанные с арабами. Чистокровных арабов нет вообще. Они давным-давно исчезли. И, когда мы читаем Коран, то, конечно, стараемся подражать тем арабам, стараясь воспроизвести их произношение имитируя их чтение. Эта «натянутось», "неестественность" необходима, она не порицаема.

    Например, есть много народов, у которых в языках нет тех или иных арабских букв. У кого-то нет в языке буквы ح , у кого-то нет буквы ف и т.д.. И, конечно, они вынуждены прибегать к этому обременяющему их способу произношения буквы, принуждённости, неестественному для них произношению,  чтобы правильно вывести букву. Такое насилие над собой в Чтении Корана неизбежно.

    Что же касается «неестестввенности» порицаемой, то это - чрезмерная щепетильность и в чтении и об этой порицаемой неестественности, от которой слушатель устаёт, Ибн Аль-Джазари говорит в своей великой книге «طيبة النشر في القراءات العشر», где он говорит:

 "ولا أعلمُ سببًا لبُلوغِ نهايةِ الإتقانِ والتجويد‘ ووصولِ عايةِ التصحيحِ والتسديد مثلَ رياضةِ الألسُنِ‘ والتكرارِ على اللفظِ المُتلقَّى من فَمِ الُمحسِن ... فليس التجويدُ بتمضيغِ اللِّسان‘ ولا بتَقعيرِ الفَمِ‘ ولا بتعويجِ القَكِّ‘ ولا بترعيدِ الصوت‘ ولا بتمطيطِ الشَّدِّ‘ ولا بتقطيع المدِّ ‘ ولا بتطنينِ الغُنَّات ‘ ولا بحَصْرَمةِ الراءاتِ ‘ قراءةً تَنفِرُ عنها الطِّباعُ ‘وتَمُجُّها القلوبُ والأسماع ‘ بل القراءةُ السهلة العذبةُ الحُلوة اللطيفة : التي لا مَضْغَ فيها ولا لَوْكَ ‘ ولا تعسُّفَ ولا تكلُّفَ ‘ ولا تصنُّعَ ولا تنطُّعَ ‘ ولا تَخرُج عن طباعِ العربِ وكلامِ الفُصَحاء ‘ بوجهٍ من وجوهِ القراءاتِ والأداء." انتهى

 

«..и я не знаю другого способа в достижении совершенного и в высшей степени правильного произношения, подобного тренировке языка и повторению, принимая его из уст тех, кто в совершенстве овладел правильным произношением.. 

Таджвид – это не жевание языка, не заглубление рта, не искривление челюстей, не дрожание голоса, не растягивание удвоенных букв, и не дробление маддов, и не дробление гунны, и не зажимание буквы (ر ), - так, что чтение становится совершенно неестественным настолько, что его не принимают ни уши, ни сердце. Но Чтение – это когда в нём есть лёгкость, приятность, сладость. А это, в свою очередь, достигается отсутствием "жевания", неестественности, чрезмерности, насилия над собой и когда оно не выходит за пределы того, что считается естественным у арабов в их литературном языке какого бы вида Чтения Корана это ни касалось».

    Что имеет в виду ибн Аль-Джазари, когда говорит «жевание языка» (تمضيغ اللِّسان)? Это - когда человек словно жуёт свой язык:

- и этот человек при этом думает, что как раз такая манера и делает его профессионалом в таджвиде. Но это не так. И всё дело гораздо проще. Нужно изучить все буквы по книгам, места их выхода, их свойства и всё, что связано с этим, а потом со своим учителем отточить их произношение, тренироваться и повторять  - вот и всё, научишься отлично произносить. Жевание языка не имеет к этому отношения.

   Что значит «заглубление рта» (تَقعير الفَمِ)? Это - когда при чтении Корана очень сильно прижимают корень языка и надгортанник к задней стенке горла при произношении всех букв, а, поскольку в глубине горла находится место выхода буквы ع , то её звук при такой манере чтения начинает сопровождать все буквы. и произношение становится очень неестественным:

Все эти крайности не нужны.

   Что такое «искривление челюстей» (تعويج القَكِّ)? это, когда человек при произношении букв начинает неестественно двигать челюстями туда-сюда в разные стороны:

- и тоже думает, что достиг совершенства в таджвиде.

Всё это не теория, это то, что на самом деле можно увидеть.

    Что такое «дрожание голоса» (ترعيد الصوت)? это когда придают голосу вибрацию, думая, что это украшает чтение ..или не знаю для чего ещё:

     Но, если причина этого – охватившие чувства, когда эта причина - естественная, то нет в этом проблемы. Однако, когда человек делает это специально ..то для чего ты это делаешь, брат? Коран читается согласно тому, чему мы следуем, а не тому, что изобретаем сами. Конечно, как уже сказали, если человека при чтении Корана охватили чувства и голос невольно начал дрожать – это ничего. Мы сейчас говорим о деланности.

    Что такое «растягивание удвоенных букв» (تمطيط الشَّدِّ)? это - когда человек при произношении удвоенной буквы как будто бы растягивает первую из них, разрушая тем самым слияние двух букв (إدغام):

- разрушается идгам и каждая из двух букв (ر ), соединённых в одну удвоенную, становятся как бы сами по себе. Такой промежуток в удвоенной букве недопустим. Так должно быть:

но вот так недопустимо:

    Что такое «прерывистость мадда» (تقطيع المدِّ)? об этом будем подробно говорить в правилах чтения Корана, где будем разбирать чтение Корана на манер песенного исполнения. К сожалению, некоторые именно так и делают, дробят буквы-мадд, делая это так, как делают при исполнении песен:


- и получается не одна  (و ) , а  четыре или больше - одна за другой. Каждое сотрясение даёт лишнюю букву و. И тоже думает, что это делает его чтение очень красивым. В чём тут красота, брат?  Эта و – одна! и она тянется голосом непрерывно:


    Что такое «распевание гунны» (تطنينِ الغُنَّات)? это сродни прерывистости мадды. Такая манера пения считается похвальной среди певцов, считается признаком мастерства. Они называют это: عُرَب . Это, когда голос содрогается, вибрирует при произношении гунны:


- голос вибрирует и начинает дробить гунну. И, если это красиво в песнях – то это их дело. Но в Коране это не правильно. Такая манера Чтения Корана не пришла к нам ни по одной из цепочек передатчиков, и наши имамы запретили нам это. Запрещено дрожание голоса в гунне, мы обязаны произносить её, сохраняя голос на одном уровне:


но не делать так:

    Что такое «зажимание буквы (ر )» (حَصْرَمة الراءاتِ)? Мы уже говорили о том, что при произношении буквы ر на кончике языка должен оставаться маленький просвет, через который проходит звук:

и мы упоминали о том, что если бы не этот просвет на кончике языка, то звук буквы прервался бы, что - в свою очередь - привело бы к сильной вибрации кончика языка. Когда звуку неоткуда выйти он начинает прорываться толчками и невольно получается как бы очередь из повторяющихся звуков «ر». А «зажимание буквы (ر )» - это очень сильное сдавливание её места выхода настолько, что звук её становится как будто бы обрубленным:


- такое полное и сильное сдавливание просвета для выхода звука Аль-Джазири назвал: حَصْرَمة الراءاتِ

Явные и скрытые ошибки

اللَّحْنُ في تِلاوة القران الكريم

(явные и скрытые ошибки в Чтении Корана)

 

 

 

 

 

Продолжим оставаться на первой строке из главы "Таджвид", где имам Аль-Джазари говорит:

"Держаться таджвида (в Чтении Корана) совершенно необходимо ***  Тот, кто неправильно читает Коран - грешник.

*

В свете этой строки поговорим об ошибках произношения в Чтении Корана, так называемых: ألحان (во множ.ч.) или: لحن (в един.ч.)

     اللحن в арабском языке означает: отступление, уклонение от правильного.

     В терминологии таджвида اللحن означает: ошибку в Чтении Корана.

Ошибки в Чтении Корана подразделяются на 2 вида:

 1 - явная ошибка (اللحن الجلي)           2 - скрытая ошибка (اللحن الخفي)

     1 - явная ошибка (اللحن الجلي): это такая ошибка в произношении, которая меняет смысл или меняет окончание слова и - как следствие - его место среди членов предложения (إعراب). Например:

произносят: (أنعمتُ عليهم) вместо: {أنعمتَ} - разве не меняется смысл?!    или: (فكسَّركم) вместо: {فكثَّركم}

    Понимаете теперь, почему учёные назвали такую ошибку явной? Потому что все мусульмане замечают её.

    Или, например: (بسم اللهُ الرحمنَ الرحيم) - смысл здесь не меняется, но из-за изменения окончаний слов меняется их среди членов предложения (إعراب).

   2 - скрытая ошибка (اللحن الخفي): это такая ошибка в произношении, которая нарушает его полноту и совершенство, но не выводит его из своих пределов. Например:. Если кто-то не протянул мадд на нужную длину, то разве смысл слова или аята от этого нарушился? Нет, конечно. Но чтение этого слова было было передано от Пророка  именно с добавочной длиной мадда на букве و . Если кто-то прочитал этот мадд коротким, то говорим про этого человека, что он проигнорировал некоторые правила произношения в этой букве, некоторые украшающие свойства. Или: - мы знаем, что буква ن должна быть прочитана здесь с сокрытием перед буквой ف . Но, если кто-то прочитал её ясным чтением, то разве это изменило смысл слова? Нет. Но человек сократил полноту тех свойств, которыми обладает эта буква.

    В чтении, принимаемом от шейха для получения разрешения на обучение Корану (الإجازة) должны отсутствовать оба вида ошибок.

 

Мелодии в чтении Корана

Музыкальные мелодии в чтении Корана

 

 

 

 

 

    Затронем тему музыки с тем, чтобы определить грань между песней и Чтением Корана нараспев. И, чтобы понять что есть что, немного о том, что, собственно, такое музыка.

    Музыка – это наука, касающаяся голосовых или инструментальных звуков. Была развита у иностранцев, особенно у персов. Для неё были созданы правила, которые были связаны с исполнением песен, нашидов и игрой на музыкальных инструментах.

    Эта иностранная наука основана на изучении звука, начиная с самых низких тонов – и до самых высоких. Для этого придумали 7 букв (нот). И поэтому мы можем сказать, что музыка – это тоже язык. Язык из семи букв (до-ре-ми-фа-соль-ля-си) – у каждой своя высота. Для этого изобрели нотный стан, имеющий 5 параллельных строк, и придумали знаки, обозначающие ноты, и поставили их на эти строки. Для каждого нотного стана существует ключ (самый распространённый – «соль»). Из этих 7 букв составляется музыкальное слово – звук, а из этих слов (звуков) составляется музыкальное предложение (мелодия).

    Что включает в себя звуковое предложение? Включает 2 вещи:

    1) музыкальный тон (низкий или высокий – от «до» до «си»)

    2) длина (каждой ноты)

    Длина звуков в музыке строго регламентирована и упорядочивает исполнение музыки.

    Конечно, сейчас нас интересует не музыка, а Коран, но мы коснёмся некоторых аспектов музыкальной науки только для того, чтобы понять, накладывается ли музыка каким-либо образом на Чтение Корана. И делали ли это наши праведные предшественники?

    Итак, из этих 7 букв (нот) составлялись музыкальные предложения, в которых переход от одного тона к другому с определённой длиной звука строго регламентирована. Эти музыкальные предложения люди брали и накладывали на речь, будь то проза или стихи - не важно, на каком языке.

    Но арабская проза, как известно, регламентирована таким разделом грамматики, как «сарф» (словообразование). То есть, когда мы говорим:

طَلَعَ البَدْرُ عَلَيْنا مِنْ ثَنِيَةِ  الوَداع

- слово (طَلَعَ) образовано по форме فَعَلَ . Слово البَدْرُ образовано по форме الفَعْلُ  ..и так далее в соответствии со словообразовательным трафаретом, называемым «морфологической формой» (ميزان الصرف), которую учёные вывели из арабской речи для того, чтобы отличить  коренные буквы от добавочных букв.

     В стихах же есть своё словообразование вдобавок к сарфу.

     А у музыки – уже третье измерение, так как здесь уже есть определённая высота тона и определённая длина музыкального звука.

    Выше приведённая строка – это первая строка стихов, которыми ансары встречали Посланника Аллаха, , когда он входил в Медину, покинув Мекку.

    «ثَنِيَةِ الوَداع» в этой строке – это место в Медине, до сих пор известное под этим именем.

    И, если эти стихи начинать распевать, то , все фатхи в слове طَلَعَ  - например - становятся алифами, так как на распев фатхи растягиваются и получается: طالاعا .

    Вы видите, как музыкальная форма испортила словообразовательную форму! Вошли 3 лишние буквы. И также остальные слова в этом стихе. Слово ثَنِيَةِ превратится во множественную форму (станет ثَنِيَات ). И дейставительно, большинство тех, кто входит в Медину, так и спрашивают: где ثَنِيَات الوَداع ? - потому что они часто слышали этот стих и подумали, что правильно: ثَنِيَات Почему? Песни и музыка добавили лишнюю букву в название этого места в этом стихе.

    Таким образом, у этой науки – музыки – есть: высоты и длины. Но эта наука не арабская, она персидская, и, как мы уже упомянули, персы вывели 7 нот разной высоты для семи букв (от «до» до «си»), правда, у персов они назывались по-другому.

    Музыкальными нотами пользовались иностранцы, а арабы познакомились с ними в результате исламских завоеваний и стали использовать их в своих песнях и нашидах, перекладывая свои стихи на музыку. А потом, потихоньку-потихоньку это дело перешло на Великий Коран. Но музыкальные ноты никак не подойти к чтению Корана. Почему? Потому что музыка состоит из нот (то есть: из музыкальных букв), а они имеют свою длину.

Как я уже говорил раньше, речь арабов – это 3 вида:

    проза, стихи и Коран.

Коран – это не проза. Например, айяты из Корана:

وَالْفَجْرِ * وَلَيَالٍ عَشْرٍ * وَالشَّفْعِ وَالْوَتْرِ * وَاللَّيْلِ إِذَا يَسْرِ *

    Разве это проза? Это не проза. Разве это стихи? Не стихи. У стихов есть размер.

    Коран ниспослан Аллахом Всевышним людям в качестве конституции до Судного Дня на арабском языке со всем, что присуще этому языку: вхождение букв друг в друга (الإدغام), сокрытие (الإخفاء), глухота букв (همس), калькаля и т.д. – со всем тем, что мы называем сейчас таджвидом.

    И, чтобы души людей привязались к Корану, Посланник Аллаха, , приказал читать его красивым голосом:

زَيِّنُوا بِأَصْوَاتِكُمْ الْقُرْآنَ

(украшайте Коран своими голосами)

и также:

 ليس منا من لم يتغن بالقرآن

(не из нас тот, кто не напевает Коран)

    Учёные разошлись в толковании этого хадиса: толковать ли слово يتغن  как украшение голосом, близким к пению, или же يتغن – в смысле يستغنى (не нуждается).

   Но большинство учёных сошлись на том, что يتغن это украшение голоса. Пророк приказал это своим сподвижникам. Но ведь они не знали музыкальной грамоты и не изучали её, и ничего об этом не знали. Когда Коран был ниспослан Всевышним, то в нём было только 2 места для удлинения звука:

    1) мадда. С этими маддами Коран был ниспослан и только Аллах знает, в чём их мудрость. У этих маддов есть свои размеры, которые пришли к нам от наших щайхов по цепочке передатчиков от Посланника Аллаха, .

    2) гунна, которая бывает только в буквах م и ن

    Таким образом, у нас уже есть определённые размеры длин звуков, которые дошли до нас от Посланника Аллаха, .

    Но у музыки совсем другие размеры.

    И причинами порочности наложения музыкального ритма на чтение Корана являются следующие:

    1) растягивание музыкальных звуков отличается от растягивания звуков в таджвиде.

    2) удлинение звука мадды и гунны происходит на одной высоте голоса  (одной ноте). То есть, когда читающий приступает к произношению мадда или гунны на какой-либо высоте голоса, то выходит из этого мадда или гунны на той же самой высоте, на которой вступил в них (не меняя её внутри гунны или мадда и не делая голосом переливов и дрожаний).

    Растягивание звуков вне мадды и гунны привносит лишние буквы в слова, что меняет их смысл или делает слово несуществующим. И точно также мы не имеем права укорачивать произношение огласовок. То есть: в чтении Корана все длины всех звуков строго регламентированы.

*

    Другой аспект проблемы: помимо того, что в музыке свои длины звуков, в ней ещё и различная высота звуков. Когда человек, читая Коран и переходя от буквы в букве, меняет высоту голоса – то это естественно и мы все так делаем. Но не в пределах самой буквы! Это неправильно и такая манера не пришла к нам ни по одной из цепочек передатчиков.

    Таким образом,  выделяем следующие пороки вследствие наложения музыки на таджвид:

                                         1) создание мадда там, где его не должно быть.

                                         2) сокращение мадда в том месте, где он должен быть.

                                         3) удлинение мадда сверх положенного там, где он есть.

                                       4) переход голосом от одной высоты к другой в пределах одной буквы как это делают некоторые, например, когда тянут мадд.

Музыка, братья мои, - понятие общее.

    Рассказывают от Аль-Фараби (الفرابي) – исламский философ (умер в 399г.х.), который много занимался аспектами, связанными с музыкой, - что он однажды зашёл к Сайфу Ад-Дауля  (в г. Халяб в Сирии), у которого собрались люди. У Аль-Фараби с собой был струнный музыкальный инструмент. Он ударил по струнам – и засмеялись все, кто был на этом собрании. Это значит, что музыка может веселить, хотя в ней нет слов. Потом он снова ударил по струнам – и все заплакали. Потом снова ударил по струнам – и все уснули. И он ушёл, оставив их спящими.  Это означает, что музыка может играть душами людей.

    И вы сами видите, перебирая каналы ТВ, как ведут себя люди, слушая музыку. Они не ведут себя так, как в обычном состоянии. То есть, музыка действует на людей как вино.

    Это возбуждение, которое охватывает человека при слушании музыки,  заставляет его уже не обращать внимания на слова, которые в песне, или на слова, которые в Коране. Всё внимание человека обращено к мелодии. Есть чтецы Корана – не называя их имён, - которые очень много внимания уделяют именно «пению» Корана, их заботит только возбуждение толпы.

   Я всегда говорю: слушайте студийные записи Корана, не слушайте записи чтецов, которых приглашают на праздничные собрания, на которых полно народа. Потому что этих чтецов, когда они находятся на таких собраниях, волнует только возбуждение толпы и в их чтении могут допускаться ошибки, их чтение может выходить за пределы правил таджвида.

    В то время как студийная запись – это запись в том виде, в каком чтец читал Коран  своему шейху, в присутствии прослушивающей комиссии, которая слушает чтение, и, если какая-то буква им не нравится, то они указывают на это.

    Вспоминается, как на одном собрании один чтец читал Коран, его чтение сильно взволновало людей, и, когда он дошёл до аята, где фараон сказал:

أَنَا رَبُّكُمُ الأَعْلَى

(я - ваш высочайший господь)

то один из присутствующих произнёс: «субхаанаху-уа-тааля», потому что из-за волнующей манеры чтения слушающий упустил смысл аята и не понял, что речь идёт о фараоне, а не об Аллахе. И мы понимаем, что слушающий такое чтение Корана находится как бы в состоянии опьянения и не обращает внимания на смысл.

    Следовательно, те, кто понимают  украшение голоса как привнесение в него составлящих пения и музыки, уводят задачу донесение смысла Корана в сторону.

    Если нам приказано украшение голоса при чтении Корана, то оно приказано нам, чтобы привязать души людей к Корану, а не для того, чтобы завладеть душами людей так, что они перестают обращать внимание на то, что передаёт Всевышний Аллах.

    Подводя итог, можем сказать, что :

    Музыка – это иностранная наука, у которой есть свои правила.

    Важнейшие составляющие музыки – это:

    1) различная высота тона

    2) своя длина звука

    Что касается высоты звука, то ничего не запрещает чтецу переходить от одной высоты голоса к другой, при условии, что он делает это, переходя от буквы к букве (а не в пределах одной буквы).

   Что же касается изменения высоты голоса в пределах одной буквы – в мадде или гунне – то чтец обязан придерживаться одной высоты голоса, потому что нарушение этого условия приводит к дроблению буквы на несколько букв, что запретили нам делать наши имамы.

    При растягивании мадда или гунны Чтец обязан придерживаться того размера, которая определена имамами чтения Корана. Кто нарушает это условие, предпочитая ему музыкальные приёмы, тот грешник.

     И грешник тот, кто, слушая это, доволен этим.

    Нам уже приказано читать Коран на манер арабских напевов. Это – такое чтение, которое получается у арабов естественным образом, само по себе, без какой-либо натянутости. Это Чтение само по себе получается грустным, когда человек читает о наказании, и само по себе получается радостным, когда читает о Рае, эти эмоции рождаются естественно.

 

    Более 20-ти лет назад я составил книгу «Разъяснение проблем, связанных с наложением музыкальных мелодий на Чтение Корана» (البيان لحكم قراءة القرآن الكريم بالألحان), в которой эта тема освещена более подробно.

    На эту книгу дали хвалебный отзыв 7 великих чтецов Корана, бывшие в то время живыми, все они уже умерли. Также оставил свой хвалебный отзыв об этой книге Бин Бааз, муфтий Саудии, и все они сходятся на том, что чтение Корана на песенный манер балансирует между порицаемым и запретом.

*

В заключение можно обозначить следующие нарушения в Чтении Корана, возникающие при наложении на Чтение Корана музыкальной мелодии:

▬ волнообразное повышение и понижение голоса в пределах одной буквы (ترعيد المدود).

▬ удлинение мадда сверх положенной длины.

▬ укорачивание положенной длины мадда. Например, некоторые читают так: - удлинняя первый алиф и укорачивая второй до размера фатхи ради "пения", несмотря на то, что оба алифа должны иметь одинаковую длину естественного мадда в 2 огласовки

 

распевание гунны и вибрирование голосом в произношении гунны.

удлинение гунны сверх положенного.

укорачивание гунны.

удлинение огласовки, в результате чего появляется буква-мадд. Эта ситуация очень опасна, так как появляется лишняя буква в Книге Аллаха.

сокращение длины огласовки ради мелодии.

▬  удлинение букв с "промежуточным" свойством (البينية) и букв со "слабым" свойством (الرخوة) - когда они с сукуном - настолько, что они становятся как будто бы буквами-мадд. Например, некоторые вот так растягивают букву غ с сукуном:

Да, её нужно немного тянуть, так как она со "слабым" свойством (الرخوة) , но не до такой степени.

▬ пренебрежение чёткостью произношения букв, их ослабление и разжижение. Напр., когда произносят د  (эта буква с "сильным" свойством) как ذ (эта буква со "слабым" свойством) ради того, чтобы получилась «мелодия». И вместо: مقتدر произносят: مقتذر . Это очень опасная ситуация. Почему так делаешь, брат? Это всё - ради мелодии? Но разве Коран служит пению и песням?

▬ излишнее давление на место выхода буквы, что приводит к изменению её звука. Это особенно касается тех, кто не просто накладывает мелодию на Чтение Корана, но "поют" его, исполняют его, как исполняют песню или нашид. التطريب - это чрезмерное самоуглубление в мелодиею, пение. Важнейшей задачей у них является овладение вниманием толпы. А одним из самых распространённых приёмов привлечения толпы к своему чтению является чтение большого куска текста Корана на одном дыхании, это вызывает восхищённые возгласы и крики. И из-за этого они начинают пренебрегать свойствами тех букв, произношение которых требует много воздуха, ослаблять их, чтобы сэкономить воздух в лёгких. Например, буква ه с сукуном: - попробуйте и посмотрите, сколько нужно воздуха для правильного произношения этой буквы! Её произношения забирает сразу огромное количество выдыхаемого воздуха.

Или, например, буква خ - эта буква с "глухим" и "слабым" свойствами, и тоже требует определённого количества выдыхаемого воздуха:

- видите её "слабое" свойство? Требует точного произношения.

Но некоторые, понимая, что воспроизведение её свойств займёт слишком много воздуха, сдавливают её место выхода, ослабляя её свойства. Сдавливают настолько, что она выходит с хрипом: 

- чтобы сэкономить воздух в лёгких.

Или один - не буду называть его имя - вот так произносит басмалю:

- представляете? Букву ه заменяет хамзой. Потому что - как сказано выше - буква ه требует много воздуха, а он озабочен восхищением толпы и ему нужно экономить воздух и лёгких, что прочитать насколько возможно длинный кусок текста. Ради этого заменил букву ه на хамзу. Это Коран? Если этот человек не покается, то к нему должны быть применены меры, предусмотренные шариатом. Потому что он изменяет наиважнейший и величайший текст у мусульман. Если у кого-либо хранятся подобные записи Чтения Корана, обязан уничтожить их! Точно так же, как, если кто-либо обнаружил у себя искажённый тект Корана, - обязать уничтожить его. Особенно это обращение к тем, кто очень любит слушать Коран в исполнении подобных "певцов".

▬ выведение лишнего звука изо рта во время сокрытия буквы ن с сукуном и танъуина перед буквами ك и ق  , используя такой приём для облегчения «пения» Корана и читают так:

    В то время, как гунна перед этими двумя буквами выводится полностью только через нос. Изо рта не выходит никакого звука! Но, поскольку звук гунны - как ни старайся - будет слабым звуком, то эти «певцы» ради усиления этих звуков на потребу толпы, на празднествах меняют правила гунны. Открывают места выхода букв  ك и ق , чтобы звук из носа усилить звуком изо рта.  Эта ситуация тоже очень опасна, так как такая манера исполнения уже перешла от этих "певцов" к студентам, изучающим Коран. Они слушают записи, и ведясь на авторитетное, известное имя исполнителя, берут его исполнение в качестве образца.

▬ бессмысленное повторение одних и тех же частей аята, только, чтобы продемонстрировать своё мастерство владения мелодией. Например: читают аят, а потом повторяют какую-то его часть уже с другой мелодией, а потом с третьей.. Разве Аллах ниспослал Великий Коран, чтобы мы показывали, как искусно владеем разными мелодиями?!

▬ чрезмерное увлечение голосом, когда поднимают высоту голоса до такой высоты, что сами с трудом её выдерживают, бессмысленно утруждая себя.

Имам Ахмад, когда его спросили о чтении Корана с мелодиями, сказал: «украшается (Коран) голосом без какой-либо неестественности»

 

Учёные о культуре чтения Корана

Учёные о культуре чтения Корана

 

 

 

 

 

    Наши учёные - да помилует их Аллах - сказали, что в отношении наложения музыкальных мелодий на Чтение Корана чтецы делятся на 4 вида:

     1) чтец читает Коран и улучшает свой голос без какой-либо деланности и неестественности – только за счёт того, что дал ему Аллах и в соответствии с тем, что сказали имамы чтения Корана: "чтение Корана без какой-либо деланности" - имеется в виду деланность порицаемая. А в предыдущих лекциях мы уже отметили, что есть деланность вынужденная. То есть, читающий украшает чтение своим голосом сохраняя все правила таджвида, дошедшие до нас от Посланника Аллаха, , и ничем не нарушая их. Это – чтец, который следует правилам, и его чтение соответствует сунне и, с позволения Всевышнего, ему награда.

   2) чтец, который соблюдает правила таджвида, и в то же время прибегает к музыкальным приёмам. Однако, когда возникает противоречие между мелодией и таджвидом, он ставит таджвид выше мелодии. Такое чтение – порицаемое. И таким чтением грешат многие из наших братьев.
     Почему такое чтение порицается? По трём причинам:
     ▬ использование музыкальных тональностей при чтении Корана – нововведение (بدعة). В сунне нет ничего, что позволяет так делать.

     ▬ Аллах не сделал человеку два сердца. И, когда он читает читать Коран и всё время следит за тем, насколько хорошо его "пение", за тем, как делать переходы в мелодии и т.д., то это уводит его от более важной задачи – размышления над текстом Корана.  Ведь, когда мы читаем Коран, то наше чтение становится ключом к размышлению.

Сказал Всевышний:
كِتَابٌ أَنزَلْنَاهُ إِلَيْكَ مُبَارَكٌ لِّيَدَّبَّرُوا آيَاتِهِ وَلِيَتَذَكَّرَ أُولُو الْأَلْبَابِ
(Это – Благословенное Писание, которое Мы ниспослали тебе, дабы они размышляли над его аятами и дабы обладающие разумом помянули назидание.) перев. Кулиева, сура «сад», 29.


     Человек, который озабочен мелодией исполнения, ни за что не будет вникать в смысл того, что читает.
    третья причина и она очень опасна: это когда чтец сначала читает Коран, вкладывая в него мелодии, а потом мало-помалу это дело начинает кружить ему голову, и он уже доходит до того, что начинает обучаться музыке у профессиональных музыкантов ..и вот он уже начинает петь нашиды, а потом уже и песни. Есть много известных людей, вставших на эту стезю. И вы тоже знаете их. Не будем называть их имена. Есть такие, которые были шейхами (шейхами!), читали Коран, а закончил тем, что стали петь песни в ресторанах, где есть вино, и стали называться «почётным» званием «шейх мелодий».

  Разве эти 3 причины – не повод быть принять меры предосторожности? Брат мой, может быть, ты ставишь ногу туда, что приведёт тебя к запретному. Есть то, что разрешено, и есть то, что запрещено. Между первым и вторым есть нечто порицаемое.             

    Посланник Аллаха  сказал:
الْحَلالُ بَيِّنٌ وَالْحَرَامُ بَيِّنٌ ، وَبَيْنَهُمَا مَشْتَبِهَاتٌ لا يَعْلَمُهَا كَثِيرٌ مِنَ النَّاسِ ، فَمَنِ اتَّقَى الْمُشْتَبِهَاتِ اسْتَبْرَأَ لِعِرْضِهِ وَدِينِهِ ، وَمَنْ وَقَعَ فِي الْمُشَبَّهَاتِ كَرَاعِي يَرْعَي حَوْلَ الْحِمَى ، يُوشِكَ أَنْ يُوَاقِعَهُ ، أَلا وَإِنَّ لِكُلِّ مَلِكٍ حِمًى ، أَلا إِنَّ حِمَى اللَّهِ مَحَارِمُهُ ، أَلا وَإِنَّ فِي الْجَسَدِ مُضْغَةٌ إِذَا صَلُحَتْ صَلُحَ الْجَسَدُ ، وَإِذَا فَسَدَتْ فَسَدَ الْجَسَدُ كُلُّهُ ، أَلا وَهِيَ الْقَلْبُ
     «Что такое халяль – понятно, что такое харам – понятно. Меджу ними – сомнительное, о котором не знает большинство людей. И тот, кто остерегается сомнительного – тот сохранил свою чистоту ради своей чести и своей религии. А кто ступил в сомнительное, тот как пастух, который пасёт вокруг заповедного места и вот-вот ступит в него. А разве нет у каждого владельца заповедного места? Воистину, заповедное у Аллаха – это то, что он запретил. Воистину, в каждом теле есть некая субстанция, и, если она в порядке, то в порядке всё тело, а если она испортится, то испортится всё тело. Это - сердце.»


Вы видите, как сказал Всевышний:
وَلاَ تَقْرَبُوا الزِّنَى
(Не приближайтесь к прелюбодеянию) перев. Кулиева.


     Аллах не сказал: не занимайтесь прелюбодеянием, а сказал «не приближайтесь». Потому что в любом деле можно перейти границы запретного и не заметить этого. Спаси нас Аллах.

     3) третий вид чтецов Корана – это те, кто, когда таджвид и мелодия начинают противоречить друг другу, выбирают мелодию. Такое чтение запрещено по мнению всех имамов чтения Корана без исключения, и мы не знаем ни одного имама, у которого было бы иное мнение.

      4) четвёртый тип – это когда чтец мало того, что уже предпочитает мелодию таджвиду, но ещё и увлекается самим пением настолько, что это чтение больше похоже на песню. И такое чтение ещё больше харам, чем третий тип.
     Третий и четвёртый тип – это те, кто вверг себя в запретное и в грех. И грешники те, кто слушает такое чтение, испытывая при этом удовольствие. Кто слушает такое чтение, осуждая его, то, если захочет Аллах, нет на нём греха, кто осуждает – тот осуждает.

*

    Осталось указать на некоторые сомнительные моменты, которые упоминают некоторые наши братья, одержимые музыкальными мелодиями и применением их к Великому Корану – да ведёт их Аллах правильным путём.
     Один из них говорит: давай, брат, я бросаю вызов любому чтецу Корана, пусть читает передо мной и я скажу, какую музыкальную тональность он использует – потому что не бывает чтения Корана без мелодий!
     В этих словах, братья мои, есть доля правды. НО, это – только какие-то фрагменты, моменты чтения.
Например, я, человек, не знакомый с музыкальным звукорядом. Или другой человек. И, когда такой человек читает Коран, то, может быть, случайно попадает в какую-то известную музыкальную мелодию – и про него тут же говорят: смотри, он читает в тональности «расат» (راست), смотри, он перешёл к «хиджаз» (حجاز). ..но этот чтец понятия не имеет, что такое расат и что такое хиджаз.
     Ты, брат мой, говоришь о каких-то мгновениях чтения, не о чём-то целом, не о звукоряде. Потому что звукоряд подразумевает продолжительность с применением музыкальных приёмов, сохранением их целостности – также, как соблюдается, не нарушаясь, стихотворный размер в стихах.
     А что касается того, кто читает Коран и, вдруг, в какое-то мгновение попадает в мелодию и сведущие  в музыке сразу начинают определять, что этот чтец в своём чтении использовал такие-то и такие-то музыкальные приёмы для того, чтобы сказать, что нет чтения Корана без мелодии, - то вот вам величайший пример:

Аллах говорит о своём Пророке, : 
وَمَا عَلَّمْنَاهُ الشِّعْرَ وَمَا يَنبَغِي لَهُ
(Мы не учили его (Мухаммада) поэзии, и не подобает ему это)-перев. Кулиева, йя син, 69


Также Аллах говорит о Коране:
وَمَا هُوَ بِقَوْلِ شَاعِرٍ
(Это – не слова поэта) -перев. Кулиева, аль-хаакка, 41


А что теперь вы скажете после того, как мы прочитаем :
لَنْ تَنَالُوا الْبِرَّ حَتَّى تُنْفِقُوا مِمَّا تُحِبُّونَ
(Вы не обретете благочестия, пока не будете расходовать из того, что вы любите) -перев. Кулиева, али ‘имран, 92

- это фрагмент благородного аята. И в нём .. есть стихотворный размер! Но, разве из этого мы делаем вывод, что Коран – это стихи, если нам встретился такой момент? Нет. Мы называем стихи стихами в том случае, если в них каждая строка (!) подчинена размеру.

Что же касается каких-то отдельных моментов, то, например, вот ещё:
الْحَمْدُ لِلَّهِ الَّذِي هَدَانَا لِهَذَا وَمَا كُنَّا لِنَهْتَدِيَ لَوْلا أَنْ هَدَانَا اللَّهُ
(Хвала Аллаху, Который привел нас к этому! Мы не последовали бы прямым путем, если бы Аллах не наставил нас) -перев. Кулиева, аль-а’раф, 43

- тут тоже есть размер, но разве это служит указанием на то, что в Коране есть стихи? Тут ведь не только нет стихотворного ряда, но даже нет строки, завершённой в стихотворным размером.

Или также:
إِنَّا إِذاً لَّفِي ضَلَالٍ وَسُعُرٍ
(В этом случае мы окажемся в заблуждении и будем страдать (или отдалимся от истины)) -перев. Кулиева, аль-камар, 24

- тут тоже есть стихотворный размер.

     Но ведь Аллах Всевышний говорит:
وَمَا هُوَ بِقَوْلِ شَاعِرٍ
(Это – не слова поэта)
وَمَا عَلَّمْنَاهُ الشِّعْر
(Мы не учили его (Мухаммада) поэзии)

    Всё, о чём ты говоришь, брат мой , это только отдельные моменты. И мы не называем стихи стихами, если нет следующих друг за другом строк, положенных на один стихотворный размер.

     Ведь, даже, когда мы разговариваем в обычной жизни, иногда случается со мной – или с вами – вдруг выходит стихотворная фраза. Но ведь это просто случайность.
      Поэтому, брат мой, ты путаешь отдельные моменты в Чтении Корана с чтением, подчинённым законам музыкального звукоряда.

***********************************************************

***********************************************************

    Теперь приведу вам некоторые выдержки из текстов наших имамов - начиная от Пророка, , потом от его сподвижников и вплоть до современных шейхов Аль-Азхара, - касающиеся темы запрета Чтения Корана с музыкальной мелодией.

*
«О запрете праведными предшественниками Чтения Корана с музыкальной мелодией»:


بَادِرُوا بِالأَعْمَالِ خِصَالا سِتًّا : إِمْرَةُ السُّفَهَاءِ ، وَكَثْرَةُ الشُّرَطِ ، وَبَيْعُ الْحُكْمِ ، وَقَطِيعَةُ الرَّحِمِ ، وَاسْتِخْفَافٌ بِالدَّمِ ، وَنَشْؤٌ يَتَّخِذُونَ الْقُرْآنَ مَزَامِيَر ، يُقَدِّمُونَ الرَّجُلَ لَيْسَ بِأَفْضَلِهِمْ ، وَلا بِأَعْلَمِهِمْ ، وَلا بِأَفْقَهِهِمْ ، مَا يُقَدِّمُونَهُ إِلا لِيُغَنِّيَهُمْ
(Передаётся от ‘Аабис Аль-Гыффаари, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, , сказал:
«Предупреждайте ( хорошими делами), (появления в вас) шести качеств: власти глупцов, большого количества полицейских (стражей правопорядка), торговли властью (должностями, обличающими властью), порывания родственных связей, легкомысленного отношения к (пролитию чужой) крови, и ПОЯВЛЕНИЯ ТЕХ, КТО БУДЕТ ОТНОСИТЬСЯ К ЧТЕНИЮ КОРАНА, КАК К ЗВУКУ СВИРЕЛИ, ВЫДВИГАЮЩИМИ (в качестве имама в молитве) ЧЕЛОВЕКА НЕ САМОГО ЛУЧШЕГО ИЗ НИХ, НЕ САМОГО ЗНАЮЩЕГО ИЗ НИХ И НЕ САМОГО СВЕДУЮЩЕГО ИЗ НИХ В РЕЛИГИИ, - БУДУТ ВЫДВИГАТЬ ЕГО ТОЛЬКО ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ОН «ПОПЕЛ» ИМ КОРАН»
(Аль-Альбани подтвердил достоверность этого хадиса в «Ас-сильсиляту-с-сахиха», 979)

     Заклинаю вас Аллахом – а разве это не то положение, в котором находится большинство из нас?
     Заклинаю вас Аллахом – а разве вы не слышите людей, которые говорят: пошли, помолимся ат-тарауих, там один читает – голос у него красивый. Но этот чтец - праведный?! или сведующий в религии?!
     Имамом в молитве прежде всего должен быть наиболее сведующий в религии (фикхе), тот, кто правильнее всех читает Коран, кто лучше всех знает Коран и Сунну.
     Пусть сохранит нас Аллах от этой смуты, одарит нас следованием Сунне, сделает нас следующими Корану и Сунне, и не сделает нас приверженцами нововведений. О, Аллах, амин.

▬▬▬


Передаётся от ‘АбдулЛаха ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах, который сказал:
اتَّبِعُوا وَلا تَبْتَدِعوَا ، فَقَدْ كُفِيتُمْ ، وَكُلُّ بِدْعَةٍ ضَلالَةٌ
"следуйте (тем, кто был до вас) и не изобретайте – и этого достаточно вам . Каждое нововведение - заблуждение"

хадис достоверный.
▬▬▬


عَنْ حُذَيْفَةَ ، أَنَّهُ كَانَ يَقُولُ
  اتَّقُوا اللَّهَ يَا مَعْشَرَ الْقُرَّاءِ ، وَخُذُوا طَرِيقَ مَنْ كَانَ قَبْلَكُمْ ، فَلَعَمْرِي لَئِنِ اتَّبَعْتُمُوهُ لَقَدْ سَبَقْتُمْ سَبْقًا بَعِيدًا ، وَلَئِنْ تَرَكْتُمُوهُ يَمِينًا وَشِمَالا لَقَدْ ضَلَلْتُمْ ضَلالا بَعِيدًا
Передаётся от Хузайфы ибн Аль-Йяман, да будет доволен им Аллах, что он говорил:
"Бойтесь Аллаха, о, чтецы Корана. Держитесь тех, кто был до вас. Клянусь своей жизнью, если будете следовать им, то уйдёте далеко вперёд. А, если будете бросаться ими налево и направо, то сильно собьётесь с пути" - сахих Аль-Бухари


     Смотрите, как Хузайфа ибн Аль-Йяман обращается к чтецам Корана: «Держитесь того, что было до вас.» - это значит: не изменяйте ничего, не заменяйте ничего, не пренебрегайте ничем, не вводите в чтение Корана то, чего в нём нет.

▬▬▬


     Передаётся от ‘Али Ибн Абу Таалиб, да будет доволен им Аллах, который сказал:
إنَّ رسولَ اللهِ صلَّى اللهُ عليه وسلَّم يأمُرُكم أنْ تقرَؤوا كما عُلِّمْتُم
"Воистину, Посланник Аллаха, , приказывает вам читать (Коран) так, как вас научили" – «Сахих» Ибн Хаббан, 746.

А разве нас учили читать Коран по нотам?
▬▬▬


وروي عن زياد النميري أنه جاء مع القراء إلى أنس بن مالك فقيل له : اقرأ . فرفع صوته وطرب ، وكان رفيع الصوت ، فكشف أنس عن وجهه ، وكان على وجهه خرقة سوداء فقال : يا هذا ، ما هكذا كانوا يفعلون ! وكان إذا رأى شيئا ينكره ، كشف الخرقة عن وجهه
Передаётся от Зияда Ан-Нумайр (он из поколения таабиинов), что он пришёл с Чтецами Корана и Анасу бну Маалик, и его попросили читать. Зияд, подняв свой голос, начал распевать – он обладал высоким голосом. Тогда Анас открыл своё лицо – а у него на лице была чёрная тряпка – и сказал: «Эй! так не делали!» Он (Анас), когда видел что-то, что ему не нравилось, снимал эту тряпку со своего лица. (тафсир Аль-Куртуби, 18/1)

    Анас бну Маалик был слугой Посланник Аллаха, , и был рядом с ним 10 лет. Посланник Аллаха, , просил Аллаха для него длинной жизни и, действительно, Анас прожил более 100 лет. В конце жизни его постигла болезнь и он покрывал своё лицо тряпкой.

▬▬▬

    Спросили Ибн Сиррина (умер в 110 г.х.) о такой (песенной) манере Чтения Корана. Он сказал: это нововведение. (الامر بالمعروف والنهي من المنكر للخلال - стр. 160)

▬▬▬

    Передаётся от Мухаммада бну Аль-Мункадир (умер в 130 г.х.), который сказал: «Чтение Корана – это сунна. Берётся следующим от предыдущего» (السبعة لابن مجاهد , стр. 51)
    То есть: полное следование, в котором нет ни добавлений ни привнесений.

▬▬▬

    Спросили имама Маалика (умер в 179 г.х.) о музыкальных мелодиях (в Чтении Корана) во время молитвы. Он сказал: «Мне не нравится.» И, ужесточив свою речь, сказал: «Они так поют, чтобы брать за это деньги». (المدونة الكبرى للإمام مالك , стр. 194)

▬▬▬


وقال أبو عبيد القاسم بن سلام
الحديث: حدثنا يحيى بن سعيد ، عن شعبة قال : نهاني أيوب أن أحدث بهذا
زينوا القرآن بأصواتكم .
قال أبو عبيد
وإنما كره أيوب فيما نرى ، أن يتأول الناس بهذا الحديث الرخصة من رسول الله صلى الله عليه وسلم في الألحان المبتدعة ، فلهذا نهاه أن يحدث به
(тафсир Ибн Касир)(فضائل القران لأبي عبيد, стр. 81)
Абу ‘Убайд (это Каасим ибн Саллям – великий учёный ислама, умер в 224 г.х.) сказал, что ему рассказал Йяхья бну Са’ид от Щу’ба, который сказал: Айюб запретил мне рассказывать этот хадис: «Украшайте Коран вашими голосами». Абу ‘Убайд сказал: «Мы думаем, что Айюб не хотел, чтобы люди истолковали этот хадис как разрешение Посланника Аллаха, ﷺ, на эти нововведенческие музыкальные мелодии. И поэтому он запретил нам рассказывать его».

    И действительно, сколько мы слышим сейчас в качестве оправдания от тех, кто читает Коран, используя мелодии: «Брат, ведь Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: украшайте Коран своими голосами». И, действительно, то, что боялся Айюб, происходит даже в наше время и люди ссылаются при этом на этот хадис.

▬▬▬

    Спросили имама Ахмада (умер в 241 г.х.) о мелодиях в чтении Корана, и он осудил это, сказав: «Пусть украшает его своим голосом без какой-либо неестественности».
     И в другой раз он был спрошен о чтении Корана с мелодией. Он сказал: «Они относятся к нему как к песням, они относятся к нему, как к песням. Не слушайте от них (Чтение Корана)»
(الامر بالمعروف والنهي عن المنكر للخلال, стр. 154, 161)

▬▬▬

    Имам Аль-Аджурри (умер в 360 г.х.) сказал в своей книге «اخلاق حملة القران» (стр. 77): «Я ненавижу чтение (Корана) с мелодией и деланными, поющими голосами. Воистину, это отвратительно по мнению большинства учёных, таких, как Йязид бну Харун, Аль-Асма’и, Ахмад бну Ханбаль, Абу ‘Убайд Аль-Каасим бну Саллям, Суфъян бну ‘Уяйнах и других. Они велят Чтецу - когда он читает - смирить своё сердце настолько, чтобы охватывала печаль, способная вызвать слёзы».

▬▬▬

    Рассказал Абу ‘Али Аль-Ахъуази (великий учёный, умер в 446 г.х.) в своей великой книге, посвящённой чтению Корана, от Ибрагима Ан-Наха’и, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Чтение (Корана) – это когда нет песнопения и нет «таржи’» (ترجيع
(الموضح في التجويد , ‘АбдульУаххаб Аль-Куртуби, (умер в 461 г.х.), стр. 261)
«таржи’» (ترجيع) – горловое дрожание голоса на маддах и гуннах. Нам уже передано от Пророка, , чтение, в котором нет этого «таржи’» (ترجيع) – мы уже говорили об этом и будем говорить ещё.

▬▬▬

    Имам ‘АбдульУаххаб Аль-Куртуби (умер в 461 г.х.) сказал:
«Знай, что Коран читается 10-тью манерами чтения. 5 из них запрещены имамами чтения Корана. Это:
     1)  التَّرْعِيد - это гогда голос дрожит, как он дрожит, например, от холода или боли. Человек читает так Коран, желая показать своё волнение и смирение – это притворство и относится к лицемерию:
    2) التَّرْقِيص – это, когда начинают «трясти» мадды, резко переходя голосом вверх и вниз (характерная для арабов манера исполнения песен):
     3) التطْرِيب – это Чтение, уподобленное песне.
     4) التلْحِين  - это наложение мелодий на Чтение Корана.
     5) التحْزِين – это деланная грусть. Если это естественно, то это нормально.
   Эти 5 вещей запрещены, так как ничего из этого не дошло до нас ни от одного из праведных предшественников, да будет доволен ими Аллах, напротив, пришло от некоторых из них, что чтение, в котором используются такие приёмы, осуждается.»
(الموضح في التجويد , ‘АбдульУаххаб Аль-Куртуби, стр. 211)

▬▬▬

     Великий имам Ибн Аль-Баазищ (ابن الباذش , умер в 540 г.х.) в своей книге الاقناع на стр.(557/1) сказал:
«Что касается мелодий: это известные приёмы голосового сопровождения у тех, кто исполняет касыды, нащиды и стихи, основанные на 7 нотах. Коран же принёс восьмое – то, чего нет в их голосах».

الله اكبر
▬▬▬

    Рассказал Абу Аль-‘Аля’ Аль-Хамазаани (умер в 569 г.х., великий учёный таджвидас) в своей книге «التمهيد», стр. 163, возводя цепочку передатчиков хадиса к Анасу бну Маалик - да будет доволен им Аллах, - который сказал: «Не было такого, чтобы Аллах Всевышний ниспослал пророка и он не был бы хорош лицом и хорош голосом. Ваш Пророк, , хорош лицом и хорош голосом, только он не делал «ат-тарджи’» (الترجيع – значение термина см. выше)»
     Анас бин Маалик 10 лет был рядом с Пророком, , и сотни раз слышал его чтение.


   Некоторые братья приводят в качестве аргумента на «ат-тарджи’» хадис ‘АбдулЛах бну Аль-Мугаффаль - сподвижника Пророка, , - он приводится в "Сахих" Аль-Бухари и других книгах. АбдулЛах бну Аль-Мугаффаль говорит, что он видел Пророка, , как тот входил в Мекку в день её завоевания на свей верблюдице и в это время он читал суру:

إِنَّا فَتَحْنَا لَكَ فَتْحاً مُّبِيناً

и голос его в это время дрожал. Имеется в виду, что он был прерывистым, содрогался. И вот некоторые братья, делая голосом нечто подобное, ссылаются на этот хадис.
    Дорогой брат, во-первых, Пророк, , сидел верхом на идущем верблюде. Во-вторых, он находился в состоянии сильного душевного волнения – его выгнали из Мекки и вот он возвращается в неё вопреки воле тех, кто его изгнал. Его эмоциональное состояние было очень сильным – он возвращался на свою родину повторяя:

صدق وعده
ونصر عبده
وهزم الأحزاب وحده
لا إله إلا الله، والله أكبر

вознося хвалу Аллаху.

    И описывается, что, когда он входил в Мекку, то голова его была наклонена к спине верблюда, так, что его благородная борода почти касалась спины верблюда – от той покорности и смирения, которые он испытывал в это мгновение. Представьте человека, который сидит на верблюде, согнув спину таким образом, лёгкие его зажаты, верблюд трясёт его во время ходьбы и ещё сам человек находится в необычном эмоциональном состоянии и ещё Читает в это время. Разве не будет его голос вздрагивать?! С каждым из нас будет то же самое. Когда мы едем на машине и попадаем в ухабину, разве не вздрагивает наш голос? Потом, разве Пророк, , в это время обучал кого-то чтению? И сколько времени уже прошло до этого момента, в течении которого он обучал людей! И никто из его сподвижников не передали, что он, , читал с «ат-тарджи’», кроме вот этого момента, когда входил в Мекку – но причины этого, как мы уже пояснили, были объективными. И как приведено выше: «Ваш Пророк, , хорош лицом, хорош голосом – только он не делал «ат-тарджи’»».

     Поэтому ‘АбдулЛах бну Аль-Мугаффаль, когда рассказывал, как Пророк, , читал этот аят из Корана, входя в Мекку, сказал (в сахих Аль-Бухари):

لَوْلَا أَنْ تَجْتَمِع النَّاس عَلَيْكُمْ لَرَجَّعْت كَمَا رَجَّعَ

"Если бы люди не собрались вокруг вас, то я бы прочитал с «ат-тарджи’» , как он, "

    Брат мой, ведь на что собираются люди? Только на что-нибудь необычное. Например, если кто-то на улице читает Коран так, как читают его обычно, - разве кто-то обратит на это внимание? А, если он начнёт читать каким-то образом, который люди осуждают, то все сразу повернутся.
     Поэтому, ‘АбдулЛах бну Аль-Мугаффаль, боясь, что люди обратят внимание на то, что осудят потом, и сказал так: "Если бы люди не собрались вокруг вас.. "
     Таким образом, Пророк, , когда читал Коран, то никакого «ат-тарджи’» не было, когда тянул мадду.
     И, со всем уважением к тем, кто приводит этот хадис в качестве аргумента для «ат-тарджи’», этот хадис не имеет права на оправдание «ат-тарджи’» в чтении Корана.

▬▬▬

    Абу Аль-‘Аля’ Аль-Хамазаани рассказал в своей книге «التمهيد», стр. 165, возводя цепочку передатчиков хадиса к ‘АбдурРахману бну Бакрах, который передал от Пророка, :

كانت قراءة النبي صلى الله عليه وسلم المد ليس فيه برجيع
"Чтение Пророка , , было без «тарджи’»

– т.е. не было в этом чтении дробления маддов.

▬▬▬

     Спросили султана учёных щайха ‘Иззаддин бну ‘АбдусСалям (умер в 660 г.х.): осуждается ли слушание чтецов Корана, использующих мелодию, и муэдзинов, которые следуют пути иностранцев в манере затягивания голосом или нет в этом ничего страшного?
     Ответ: мелодии, которые меняют состав слова – это запрещено. Тот, кто слышит это, обязан это осудить, если есть возможность. Если эти мелодии используются в чтении стихов или прозы – то ничего, только, если это уже не переходит в песню, тогда это должно быть осуждено. (فتاوى العز بن عند السلام , стр. 87)

    Смотрите, что говорит. Говорит, что, если на обычные стихи или прозу накладывается музыкальная мелодия так, что это уже превращается в песню, то это должно быть осуждено. А что сказать, когда в песню превращают Чтение Корана?

▬▬▬

     Аль-Хасан бну Каасим Аль-Мураади (умер в 749 г.х.), когда разъяснял слова имама ‘АлямудДин Ас-Сахауи (умер в 643 г.х.), которые он записал в своей книге «القصيدة النونية»:

رتل ولا تسرف واتقن واجتنب نكرا يجيء به ذوو الالحان

"читай, соблюдая таджвид, не переходя границ и сторонись порицаемого, которое допускают (в своём Чтении Корана)любители мелодий"

    то сказал так:
«соблюдение Чтецом осторожности, чтобы не встать на путь следования нововведенцам в Чтении Корана, использующих мелодии, пение, «ат-тарджи’», которые используется в песнях. Воистину, это запрещено, так как в этом выход за пределы положенного в Чтении Корана и уподобление Слова Всевышнего Господа песням, которые созданы для того, чтобы их пели».
(شرح عممدة المفيد وعدة المجيد للمرادي, стр. 161)

▬▬▬

     Имам Ибн Касир (умер в 774 г.х.) сказал в своём «тафсире Великого Корана», 90/1 :
     «То, что требутся от нас по шариату, это – украшение голосом Чтения Корана ради побуждения к размышлению над ним, понимания его, смирения и послушания Что касается новоизобретённых песенных звуков, положенных на ноты и подчиняющихся законам музыки, то Коран чист от этого и величественнее этого, и выше того, чтобы ты следовал в его чтении этим (порочным) путём. И уже пришло к нам из Сунны то, что удерживает от этого».

▬▬▬

     Также Ибн Касир сказал в своём в другом месте своего «тафсира Великого Корана», 92/1 :
     «..это указывает на то, что нужно быть очень осторожным. А именно: в Чтении Корана с мелодиями, которые используются в песенных жанрах. И имамы , да помилует их Аллах,  уже указали на запрет этого. А если кто-то, читая Коран таким образом, вышел на мерзкое «затяжное пение», от которого добавляются в чтении лишние буквы или, наоборот, сокращаются, то учёные единодушны в том, что это – запрещено.»

▬▬▬

      Говорит Абу Бакр Ахмад – сын нашего щайха Ибн Аль-Джазари, - который даёт толкование касыды своего отца (которую мы разбираем сейчас в наших лекциях. Прим. пер.):
      «Сунна учит нас украшению Корана голосом и чтению его с таджвидом при том, что это Чтение не должно выходить за границы дозволенного растягиванием звуков. Если же чтец перешёл дозволенное настолько, что добавилась буква или исчезла буква, или букву с сукуном произнёс с огласовкой, - то это запрещено.
Что же касается чтения с музыкальными мелодиями, то, если нарушил правила таджвида, то это запрещено, а если нет, то осуждается».
     Вы видите, братья мои, что чтение Корана с мелодией – меджу запретом и осуждением.

▬▬▬

     Имама Аль-Касталяни (умер в 923 г.х.) говорит в своем щархе «сахих Аль-Бухари»:
     «Воистину, наложение на Слово Аллаха мелодий и пения, испльзуемых в любовных песнях со своим ритмом и выдуманными размерами теми, кто обременил себя изучением музыки и музыкальных размеров - это из наимерзейших нововведений и наихудшее из порицаемоего. И это то, что обязывает того, кто это слушает, осудить это, а потом предостеречь.
    Конечно, если это пение относится к тому, что естественным образом получается у Чтеца, без какой-либо деланности, и он не упражнялся в этом и не учился этому, и это не выводит его чтение за пределы правил чтения Корана, то тогда это дозволено, если его природные данные помогают ему красиво прочитать.»
(ارشاد الساري صحيح البخاري , 481/7)

▬▬▬

    Щайх Махмуд Щальтут (щайх Аль-Азхар, умер в 1383 г.х.) говорит:
    «Что может быть лучше отдаления волнующих голосов чтецов Корана в их чтении от песнопения и злоупотребления этим в маддах и гуннах, и, как следсвие, игрой с затягиванием букв Корана, и сотрясением слов (الترقيص), подчиняя это законам пения и музыки, с которыми уходят изящество и великолепие Чтения. Это происходит тогда, когда они выводят Чтение за пределы того, что ниспослал Аллах и от этого слушающие теряют мудрость содержания, а их сердца привязываются к «пению», которое уводит их от Корана, от его тайн и его смыслов
(مع القران الكريم للشيخ محمود خليل الحصري , стр. 5)

▬▬▬

     Один из щайхов Аль-Азхара – Хасан Ма’мун, да помилует его Аллах, он умер в 1394 г.х. – говорит:
     «Нет сомнения, что чтение Корана должно соответствовать тому, чего придерживались люди во времена Пророка, , его сподвижников и тех, кто пришёл за ними (таабиины). Они не использовали «ат-тарджи’» или пение. И, если и были мусульмане, которые по прошествии ста лет после хиджры начинали  склоняться к такой манере Чтения Корана, то, воистину, это - нововведение. То есть, нововведение в деле, наисильнейшим образом связанном с Книгой Аллаха, которая была нисппослана Его Посланнику, , которую Посланник, , слушал от Джибрила и зачитывал её ему, и передал потом своим сподвижникам так, как он её слышал. И это нововведение, которое они - это для того, чтобы отвести людей от поминания Аллаха и от чтения Корана так, как читал его Пророк, , и его сподвижники и это нововведение относится к наиопаснейшим. Ведь Аллах вменил нам поклоняться ему посредством постижения смысла Корана и совершением дел в соответствии с Кораном. И Он вменил нам - также - поклонение посредством правильного произношения Корана, правильным произношением букв Корана, в том виде, в котором наши учёные приняли это от нашего Пророка, ».
     Потом он сказал:
   «Прослушивание Корана так, как слушаются песни, делает его инструментом развлечения и песнопения, уводя слушателя к тому наслаждению, которое он находит в таком «пении» прочь от того, с чем был ниспослан Коран как руководство для людей
(الفتاوي للشيخ حسن مأمون , стр. 11-20)

▬▬▬

Вот это - те 22 фрагмента, которые я привёл вам.
إِنَّ فِي ذَلِكَ لَذِكْرَى لِمَنْ كَانَ لَهُ قَلْبٌ
(Воистину, в этом – напоминание для тех, у кого есть сердце)- сура «каф», 37.


     Тот, кто ищёт истину, - тому достаточно и одного из этих 22 фрагментов высказываний Пророка, , и учёных, о, дорогие наши братья. Мы привели вам эти цитаты - начиная от нашего Пророка, ﷺ, и заканчивая щайхами Аль-азхара - и разъяснили, что мусульманин должен бояться Аллаха и не превращать Великий Коран в инструмент забавы.
     Коран – не песня. Это – Слово Всевышнего Аллаха, Создателя всего, конституция для человечества, и всё, что требуется от нас – это улучшить свой голос, когда мы читаем его, чтобы он проник в души людей, это украшение голосом должно быть только мостом для проникновения смысла Корана в души людей. Но не наоборот, когда собирает людей только прослушивание «пения» Корана - и начинают ещё выкрикивать чтецу хвалебные слова – «пусть добавит тебе Аллах!!» и т.п. выкрикивают.. что это? это разве собрание ради Чтения Корана?
    Собрание для Чтения Корана – это смирение, это присутствие душой и разумом в том, что читается, это размышление, это – когда на лицах скорбь, это – когда на глазах слёзы от понимания того смысла, который вложил Аллах в Свою Книгу.
     Вот мой совет, о, мои братья, и каждому, кто слышит мои слова: следовать и не изобретать, улучшать свои голоса при чтении Корана в пределах того, что дал вам Аллах и не утруждать себя тем, что сверх ваших возможностей.
     У кого же есть музыкальные способности и талант, кто владеет музыкальными правилами – то путь не ставит их впереди правил таджвида.


     Я прошу у Аллаха для всех мусульман благоразумия. Пусть Он сделает нас и вас из тех, кто читает Коран правильно. Воистину, Аллах Слышащий Видящий.

 

Пределы соблюдения таджвида

Пределы соблюдения таджвида в Чтении Корана

 

 

 

 

   

Далее Ибн Аль-Джазари в своей касыде «منظومة المقدمة فيما يجب على قارئ القرءان أن يعلمه» в главе "Таджвид" говорит:


"Держаться таджвида (в Чтении Корана) совершенно необходимо ***  Тот, кто неправильно читает Коран - грешник.

Потому что так (с таджвидом) он (Коран) был ниспослан Аллахом Всевышним *** И в таком виде дошёл до нас.

Он (таджвид) также - украшение чтения *** И украшение того, что принято (от шейхов) и Чтения Корана.

И это (таджвид): предоставление буквам их права *** В виде свойств (которыми они обладают) и того, что вытекает из этих свойств (например: объёмность произношения, мягкость и т.п.).

(И он, таджвид - это:) возвращение каждой буквы к её истоку *** И произношение подобного одинаково,

Полноценно (то есть, со всеми свойствами и всем, что вытекает из этих свойств), без натянутости *** Произнося легко, без насилия.

И между (овладением) таджвидом и оставлением его *** Только (постоянная) тренировка органов речи."

*

    Слово (مكملا) из предпоследней строки можно произносить: مكمَّلا , а можно: مكمِّلا.

   Если مكمَّلا, то это слово является обстоятельством образа действия (حال) для слова «буквы». То есть: буквы в полноценном исполнении, произношении.

    А, если мы говорим: مكمِّلا, то это будет обстоятельством образа действия, относящимся к чтецу Корана. То есть, имеется в виду, что чтец должен быть полноценен в том, что касается чтения - в произношении букв со всеми их свойствами, а не только некоторыми. Ведь чтец, когда читает Коран, должен выводить букву из её места, сохраняя все её свойства (حقوقها من الصفات), и всё, что вытекает из этих свойств.

    Фраза в этой же сроке: من غير ما تكلف (без какой-либо деланности). Частица ما тут является добавочной, в риторике служащей для подтверждения отрицания (زائدة للتوكيد).

*

Что означает само слово "таджвид"?

    "Таджвид" - от глагола: جود - повысил качество исполнения чего-либо, довёл до высокого качества, сделал что-либо отлично, правильно.

    Насколько мы знаем, впервые этот термин был упомянут в словах, приписываемых Али Ибн Абу Талиб - да будет доволен им Аллах. Говорится, что, когда его спросили о смысле Слов Всевышнего: {وَرَتِّلِ الْقُرْآَنَ تَرْتِيلًا}, то он ответил: "هو: تجويد الحروف ومعرفة الوقوف" , то есть: таджвид - это правильное произношение букв и знание остановок (и начал) Чтения. Таким образом приводятся его слова в некоторых книгах по таджвиду, но при этом не упоминается цепочка передатчиков этого асара. Но, даже, если закрыть глаза на достоверность приписывания этих слов Али Ибн Абу Талиб, или недостоверность этого приписывания, то всё равно смысл этих слов правильный. Да, действительно, таджвид - это это правильное произношение букв и знание остановок (и начал) Чтения и без этого Чтецу не обойтись.

    Наука "таджвид" сформировалась через какое-то время после зарождения Ислама в результате насущной потребности, возникшей в исламской общине.

    Как мы знаем, Коран был ниспослан на чистом арабском языке, на языке нашего Пророка, , и на языке его народа. Все они - арабы. Если Книга ниспосылается на родном языке человека, то нет необходимости ему изучать, как произнести ту или иную букву, или где место выхода той или иной буквы. Это всё естественно для него с рождения. Проблема началась с принятием Ислама иностранцами, столкнувшимися с буквами, не существующими в их языке и конструкцией предложений, влекущей за собой изменения окончаний слов - а арабский язык на этом зиждется, - чего не было в их родном языке.

    И поэтому во время своего правления Али Ибн Абу Талиб, когда много иностранцев вошло в Ислам, Али Ибн Абу Талиб обратил внимание на эту проблему и попросил Абу Аль-асъуад Ад-ду'али (أبو الأسود الدؤلي) - он был чистокровным арабом и интересовался проблемами различий в диалектах между различными племенами, - чтобы он расставил знаки, которым бы люди следовали в Чтении. Это были первые знаки в мусхафе - в виде красных кружочков на месте фатхи, даммы и касры.

    В общем, с приходом иностранцев в Ислам, учёные поняли важность проблемы и необходимость ввода правил, которых люди будут придерживаться и следовать им, избегая ошибок в Чтении и охраняя смысл Корана от искажений. Учёные, пришедшие после  Абу Аль-асъуад Ад-ду'али - прежде всего аль-Халиль ибн Ахмад аль-Фарахиди, затем его ученик Сибауайх и др. - описали места выхода букв, их свойства, их сочетания и взаимодействия, ищмам, раум, идгам и т.д.. Это можно найти в конце старых книг по грамматике и сарфу. И наши учёные извлекли из этих книг всё, что непосредственно касалось Чтения Корана, составив это в отдельные труды. Так появилась наука Таджвид.

    Таким образом, место и важность науки Таджвид ничем не отличается от места и важности науки Грамматика и Сарф. Так же, как грамматика и сарф выведены из языка арабов, так же и таджвид. Ведь Коран ниспослан на языке арабов. И, если бы не скрупулёзная точность в описании всех букв, их свойств и т.д. нашими учёными, то было бы утрачено правильное произношение Корана. Почему? Из-за долгого обращения в течением времени звуки трансформируются и даже заменяются одни на другие. И мы видим это в некоторых арабских странах, в их диалектах, как одна и та же буква в одной стране произносится так, в другой - по-другому, в третьей - тоже по-другому. И, если так читать Коран, то будет искажён и утрачен смысл содержания Корана.

    Поэтому достоинство учёных, собравших и систематизировавших для нас эти правила, не сравнимо ни с какими другими учёными на свете, так как наука Таджвид хранит для нас Коран таким, каким он был ниспослан. И, если бы не наука Таджвид, то его произношение затерялось бы между диалектами и другими языками. Но наука Таджвид сейчас, по истечении 15-ти веков! после ниспослания Корана, - вы послушайте, как на международных конкурсах Чтения Корана приезжают конкурсанты из разных стран, с разными языками - и читают так, словно читает один человек, даже, если их родные языки очень и очень далеки от арабского языка. Наука Таджвид - это гордость Ислама! Ни одна буква не изменилась с тех пор. Как мы сможем отблагодарить этих учёных?! Как можем отблагодарить имама Ащ-Щатыби? Имама Аль-Джазари? Абу 'Амр Ад-Дани? Аль-Фарахиди и Сибаувайха, и других, которые положили свои жизни на описание и систематизацию правил, на обозначения и разметку мусхафа, и в жизни которых не было другой заботы, кроме сохранения Корана.

    Вот это - смысл слова "таджвид", о котором говорил имам Аль-Джазари в выше приведённых строках своей касыды.

*

Теперь вопрос: насколько мы обязаны придерживаться таджвида? и какова ответственность?

    Ответ будет посередине. Между чрезмерностью, выходящей за границы разумного, запугиванием и устрашением, что тот, кто не соблюдает правила таджвида - грешник; и между попустительством.

    Места выхода букв и соблюдение свойств букв - конечно, это обязательно и это каждый понимает сам, так как их нарушение приводит к искажение смысла аятов.

    Но, вот, например, если взять обычного мусульманина - не преподавателя таджвида, преподаватель обязан знать таджвид отлично, - обычного мусульманина, который пытался, пытался научиться правильно произносить, изнурил себя безуспешными тренировками, но ничего не получилось, такой человек прощается.  Пусть он читает для себя. Пусть он читает для себя, самое главное, никого не обучает. Тот, кто не может отлично произнести какую-либо арабскую букву, не имеет права обучать ей другого.

    Следовательно,

1 - места выхода букв (مخارج الحروف): соблюдение их обязательно в любом случае: во время занятий с учителем, или во время обычного повседневного Чтения для себя. Нарушение их абсолютно недопустимо! Почему? Потому что это искажает смысл. Как, наприме, замена буквы ح в слове:на خ или на ه .

    А свойства букв? насколько мы обязаны соблюдать их?

2 - свойства букв (صفات الحروف) мы можем разделить на 2 группы:

     Первая группа - это свойства, нарушение которых приводит к изменению буквы. Соблюдение их обязательноНарушение их абсолютно недопустимо! Что значит: абсолютно? Это значит, что в любой ситуации: во время занятий с учителем, или во время обычного повседневного Чтения для себя. Например, в Коране есть слово: الطلاق в аяте: { الطَّلَاقُ مَرَّتَانِ..}. И есть слово: التلاق в аяте: {لِيُنْذِرَ يَوْمَ التَّلاق}. Эти два слова имеют противоположный смысл: الطلاق - развод, التلاق - встреча. Если мы произнесём ط - мягко, а ت - объёмно, то нарушится смысл аятов до противоположного. Или, например, если произнести букву ص в слове:мягко, а букву س в слове:объёмно, то смысл этих слов совершенно изменится. Значит, соблюдение таких свойств абсолютно необходимо. Кроме тех, кто - ещё раз повторяю - приложил все свои усилия и безуспешно, то тот прощаем и читает только для себя! Не преподаёт, не обучает, не встаёт имамом. Тот, кто искажает буквы, пусть не рвётся к михрабу. У михраба встаёт только тот, чьё произношение букв совершенно с точки зрения соблюдения мест выхода букв и соблюдения тех свойств букв, которые влияют на смысл аятов.

    Вторая группа - мы можем назвать эти свойства украшающими, улучшающими звук букв (صفات تزينية تحسينية), делающими произносимые буквы полностью соответствующими тому, как они произносились арабами во времена Пророка, . Например, если человек произносит слог رَ или слог خَ мягко, или произнёс букву ن без сокрытия, там, где она должна быть сокрытой, или длина слабой буквы (الحرف الرخو) с сукуном получилась такой же, как длина сильной буквы (الحرف الشديد), и также всё, к чему учёные применяют термин "скрытая ошибка" (اللحن الخفي) - то всё это не меняет смысл слова и не меняет саму букву. Но что можно сказать про такого чтеца? Здесь тоже существует две ситуации:

                      а) когда Чтец принимает такое Чтение от своего шейха, то соблюдение этих свойств обязательно. Нарушение их недопустимо! Потому что несоблюдение таких свойств - это ложь и искажение  передачи Корана. Это - предательство по отношению к Религии и по отношению к знаниям.

                      б) если это обычное чтение, человек сидит, читает для себя, и случилось, что нарушил некоторые украшающие свойства. То здесь - в свою очередь - тоже два подхода:

                                                          1) человек, который в совершенстве овладел произношением и правилами таджвида, но по лени пропускает некоторые украшающие свойства букв. Нельзя сказать, что это - харам. Но говорим, что этот человек пренебрегает тем, что достиг и тем, чему научился и поэтому он порицаем. Порицаем, потому что достиг совершенства в Чтении Корана, но читает его, как обычный человек.

                                                      2) если это обычный мусульманин - например, моя мама или твоя мама - читает для себя, её чтение не изменяет и не искажает смысла, не изменяет буквы. Но она не знает как следует правила таджвида и пропускает некоторые украшающие, улучшающие Чтение свойства - и большинство простых мусульман читают именно так, - то разве скажем про такого человека, что он великий грешник? Если скажем так, то насколько усложним жизнь мусульманской общине. Мы хотим запугать людей и отогнать от Корана или хотим привить им любовь к Корану? Поэтому мы говорим про такого человека, что чтение его не соответствует полностью правилам Чтения Корана, что оно несовершенно, но ему простительно.

    В вышеприведённом фрагменте касыда Аль-Джазари говорит: "من لم يصحح القرآن آثم" - "кто читает Коран неправильно - тот грешник". Но у Аль-Джазири есть другой вариант этой строки: "من لم يجود القرآن آثم" - "кто читает Коран без таджвида - тот грешник". Почему я (говорит Айма Суайд про себя) выбрал первый вариант? Потому что слова: "..кто читает Коран без таджвида.." - в наше время невыносимое бремя для мусульманской общины, поскольку эти слова подразумевают скрупулёзное соответствие всем правилам и, в конце концов, это запугает людей и отвратит их от Корана. А слова "..кто читает Коран неправильно.." подразумевают отсутствие ошибок, приводящих к изменения смысла и окончаний слов (الإعراب), то есть, того, что учёные назвали "явный ошибкой" (اللحن الجلي).

    Что касается другой версии этих слов: "من لم يجود القرآن آثم" - "кто читает Коран без таджвида - тот грешник" предполагающих доскональное владение таджвидом при Чтении Корана, то подобная степень детального и досконального владения тонкостями таджвида возлагается на тех, кто принимает Чтение от своего шейха для получения разрешения на обучение (الإجازة) ради сохранения оригинального произношения Корана для будущих поколений и передачи им.

    Вот таким образом распределяется степень ответственности в соблюдении правил таджвида в Чтении Корана. Человек не ставится в безвыходное положение под угрозой стать грешником, если у него не получается читать правильно, но и запрещается попустительство и всепрощение ради сохранения произношения в Чтении и правил Чтения Корана, который Аллах взял на Себя обязательство хранить от искажений.

    Вышеприведённые рассуждения мы можем представить в сокращённом виде в следующей таблице:

про места выхода букв мы уже сказали выше, что несоблюдение их - абсолютно недопустимо и в данной таблице рассмотрим только степени обязанности соблюдения таджвида с точки зрения свойств букв